Falcão (falcao) wrote,
Falcão
falcao

  • Mood:
  • Music:

конструкция

Выношу сюда один из комментов, сделанных в журнале halomea. Это попытка размышления о том, почему некоторым людям видится какой-то "клеветнический" смысл в известных романах Ильфа и Петрова. Меня здесь прежде всего интересует мировоззренческая и психологическая подоснова, питающая подобные представления.

На моей памяти первый "наезд" на Ильфа и Петрова случился у Шафаревича. "Надо пересмотреть отношение", -- так ставился вопрос, что уже несколько настораживает. Типа, "партия должна осудить" :)

Инкриминировались разные вещи, но одна из наиболее заметных была такая: в образе отца Фёдора в карикатурном виде изображён великий русский писатель Достоевский. А изображать великих в таком виде, конечно же, "не есть хорошо".

Потом ровно это же самое, практически теми же словами, повторила уже либеральная публицистка Людмила Сараскина. То есть человек из противоположного лагеря. Я сам слышал её выступление по телевизору.

Я задумался о том, что лежит в основе таких представлений и пришёл к выводу, что это и не национализм, и не отсутствие интеллекта. Тут дело явно в другом.

В основе подобных взглядов лежит извращённая форма "гуманизма", когда тезис о ценности человека, сам по себе бесспорный, подменяется тезисом о его величии. Для первого понимания невозможна никакая компрометация. Достоевский ценен как минимум своими произведениями; если он при этом играл в карты или рулетку и писал письма супруге с просьбой прислать денег, то второе никак не бросает тень на первое. Напротив, если мы читали Достоевского и успели полюбить его за произведения, то эпизоды из его жизни, объективно и впрямь комичные, только добавляют оттенок некоторого "шарма".

Представление о "величии" заставляет нас прогонять нежелательные мысли. Не мог же "великий" --- играть в карты! Ну, может быть, разве если однажды, "забавляя детей, построил будку из карт" :)

Тогда напрашивается вопрос: а на кого рассчитана подобная "теория"? Кого это может в чём-то убедить? Поскольку создатель "теории" сам в душе понимает, что никакой критики это дело не выдерживает, то единственным потребителем является только он сам. Это обычный самообман, назначение которого вполне понятно. Человек САМ хочет СВОЕЙ "непогрешимости"!

И вот тут следует совершенно необыкновенный пируэт мысли. Если первая "теория" (о "величии" Человека) направлена вовнутрь, то ложность второй "теории" (о "величии" уже "себя, любимого"), основанной на первой, самому себе хорошо ясна. Упиваться собственной непогрешимостью и величием -- не получается. Совесть-то всё-таки есть. Но миф о самом себе можно успешно скормить обществу в качестве "пиарчега": тут она вполне сгодится. Для каких нужд? Да просто для КАРЬЕРНЫХ. "Репутация", "реноме", "доброе имя", "честь". То есть это защитный механизм. От "общества", которое всех достало и мерзость которого всем ясна. И эта ненависть подпирает искусственную конструкцию, построенную на двух обманах.
Tags: мышление, политега
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 104 comments